МБОУ САСОВСКАЯ СОШ № 106
Рязанская область, г. Сасово
  • Герой Советского Союза Иван Васильевич Киселев

         20 августа 1944 года лейтенант И.М. Киселев был назначен ведущим восьмерки самолетов-истребителей, которые сопровождали группу бомбардировщиков в районе города Шауляй. Полет этот был описан в листовке, посвященной И.М. Киселеву.

    10 февраля пятница
    Герой Советского Союза Иван Васильевич Киселев.

    Герой  Советского  Союза

    Иван  Михайлович

    КИСЕЛЕВ

    1919 – 1987 гг.

         20 августа 1944 года лейтенант И.М. Киселев был назначен ведущим восьмерки самолетов-истребителей, которые сопровождали группу бомбардировщиков в районе города Шауляй. Полет этот был описан в листовке, посвященной И.М. Киселеву.

         «… В один из моментов боя Киселев увидел, как фашист заходит в хвост «Петлякову». Киселев развернул машину и ринулся в атаку. Меткая очередь из пушки – и «Фокке-Вульф» вспыхнул. Это была четырнадцатая личная победа лётчика».

         В бою один из снарядов попал в самолет Киселева и перебил летчику ногу. С трудом он пролетел 150 километров и посадил машину на свой аэродром.

         «Слава русскому богатырю Ивану Киселеву!» - заканчивалась листовка.

         После выздоровления, несмотря на протез, И.М. Киселев снова летал. Демобилизовался в декабре 1945 года. Отважному летчику было присвоено звание Героя Советского Союза.

         Иван Михайлович Киселев родился 2 апреля 1919 года в селе Большое Хреново Сасовского района в крестьянской семье. Село было большое. В нем находились начальная школа, сельсовет, магазин. За околицей красовались три ветряные мельницы. Было много зелени. Колхоз назывался «Трудовик». В него входили четыре населенных пункта, которые были расположены недалеко друг от друга.

         Отец Ивана, Михаил Васильевич, занимался сельским хозяйством, но был хорошим мастером-краснодеревщиком. Кое-когда в зимнее время уезжал на заработки в Москву. Мать, Анастасия Николаевна, была домохозяйкой.

         Окончив сельскую школу, Иван поступил в Сасове в среднюю. Но после пятого класса родители не могли дольше содержать сына. Он перевелся в Каргашинскую школу колхозной молодежи, где и окончил семь классов. В своих воспоминаниях о тех днях Иван Михайлович пишет, что учеба была трудной. В школу ходили за пять километров. На 10-12 человек выдавали лишь один учебник, но учились охотно и старательно.

         После семилетки стал учиться в Сасовской школе фабрично-заводского ученичества. Окончил учебу в 1935 году с присвоением квалификации слесаря пятого разряда по ремонту паровозов.

         Был направлен на работу в Москву в депо Сортировочная. Но работать по специальности молодому слесарю не пришлось. Он увлекся авиацией. Стал работать на авиационном заводе, при котором был аэроклуб. Учился старательно. Быстро усваивал теорию и технику полетов.

         В 1937 году окончил аэроклуб и стал летчиком первого разряда на самолете «У-2». На заводе Ивану Михайловичу было присвоено звание стахановца. За пять лет работы прошел путь от слесаря до мастера по сборке авиационных моторов.

         Но мечта стать летчиком-профессионалом не давала покоя. В 1938 году И.М. Киселев по специальному набору поступает учиться в Тамбовскую школу гражданского воздушного флота. В 1940 году стал курсантом Львовской авиашколы Военно-Воздушных Сил. Здесь и застала его Великая Отечественная война. Командование училища направило Ивана Михайловича в город Новосибирск в запасной авиационный полк в качестве инструктора для обучения молодых летчиков. За успешную работу в сентябре 1943 года был награжден медалью «За боевые заслуги».

         И.М. Киселев просился на фронт. Но его не отпустили. Только в конце 1943 года предоставилась возможность встретиться лицом к лицу с врагом. Командирован был Иван Михайлович на стажировку на фронт на 45 дней. Но он смог убедить командование о зачислении его постоянно в авиаполк для участия в боевых действиях. Вот краткие выдержки из наградного листа И.М. Киселева:

         «В Великой Отечественной войне участвовал с 23 ноября 1943 года. Воевал на 4-м Украинском и 3-м Белорусском фронтах. Лейтенант Киселев проявил себя смелым и отважным летчиком, умело ведущим бой, и отличным руководителем своих подчиненных.

         За время боевых действий сделал 135 вылетов. Лично сбил 12 самолетов противника и два самолета уничтожил на аэродромах при штурмовке.

         Вылетал 23 раза на штурмовку живой силы и техники противника, 58 раз – на разведку войск противника, доставляя ценные сведения для командования».

         19 декабря 1943 года лейтенант Киселев вылетел в составе восьми самолетов «Як-9» под командой капитана Щукина на штурмовку аэродрома Большая Костромка. Несмотря на сложные метеоусловия, низкую облачность и плохую видимость при сильном противодействии немцев, задача была выполнена. Наши летчики уничтожили 6 самолетов противника, в том числе И.М. Киселев сбил один самолет.

         В боях за Крым Иван Михайлович был одним из активнейших участников. Так, патрулируя над Сивашской переправой, четверка самолетов-истребителей под командой Киселева завязала бой с 12 вражескими самолетами «ФВ-190». Смелой и дерзкой атакой Иван Михайлович разогнал противника, не дал бомбить переправу и сбил один бомбардировщик.

         10 апреля 1944 года. В этот день с раннего утра Иван Киселев был в воздухе и выполнял задачу по охране переправ. На этот раз обстановка сложилась тоже не из легких. 27 немецких бомбардировщиков под прикрытием самолетов-истребителей крались к переправе. И снова смелость и дерзость в сочетании с прекрасным мастерством обеспечили успех коммунисту Киселеву. Бомбардировщики врага были разогнаны, не сумев выполнить своей задачи.

         В боях за освобождение Крыма Иван Михайлович Киселев сбил 7 самолетов противника.

         На третьем Белорусском фронте наш храбрый земляк снова активно дерется с врагом. У Ивана Михайловича и его напарника младшего лейтенанта Полехина нет пустых вылетов. Только за три дня – с 9 по 12 августа 1944 года – пара Киселева пулеметно-пушечным огнем своих истребителей уничтожила 16 автомашин, более 30 солдат и офицеров противника, нанесла ему другой немалый урон.

         20 августа 1944 года, вылетая на сопровождение самолетов- бомбардировщиков, лейтенант Киселев совершил героический подвиг. Об этом было сказано в начале нашего рассказа о боевом пути Ивана Михайловича Киселева.

         Хочется лишь добавить, что после окончания Великой Отечественной войны И.М. Киселев принимал активное участие в общественной работе. В декабре 1964 года был избран секретарем партийного комитета Министерства гражданской авиации.

         Иван Михайлович был чутким, отзывчивым и скромным человеком. Он пользовался заслуженным авторитетом среди тех, с кем воевал и работал после Победы.

         Скончался Иван Михайлович 6 апреля 1987 года скоропостижно. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.   

    Фотографии

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie